Речь сейчас не столько о поименованных идеологиях, сколько о конкретных людях, без которых они обречены на провал.
Отправная точка: почему всех Смиренников скопом назначили грешниками? И почему этот ярлык не приклеился к Утопистам, хотя там рыльце в пушку не у одних Стаматиных? Детей не трогаем, дети – это вообще про другое.
Итог: чем лично для меня одни отличаются от других.Итог: чем лично для меня одни отличаются от других.
Проще всего на примере: душегубец Андрей и душегубец Гриф. Стаматин не то что не скрывает, что беспредельщик – он еще и предметом определенной гордости считает мокрушные эпизоды своей биографии. Всем, конечно, не похвастаешь, но старинному-то приятелю и намекнуть можно, поймет и проникнется. Гриф отпирается до последнего и еще немного, а прижатый к стенке – ломается. Причем ломается не от внешних причин, а от внутреннего напряжения. Как будто пока никто не знал – он как-то еще держался огурцом, но вот пришла Клара, расставила все точки над «ё», и эти самые точки, как та мультяшная бабочка на мультяшном автомобиле над пропастью, перевешивают, и всё летит к чертям.
Или, допустим, Сабуров и… ну, положим, Георгий. Главы правящих семейств. Примерно равная вина в почти-гибели Города – то есть, косвенная, вследствие бездействия или неправильной оценки ситуации. Для Каина – трагедия, опустившиеся руки, но в целом – «ну, значит не получилось». Для Александра – пуля в висок.
Ну объясните мне, какой грех за бедной Ларой, окромя маленькой жалкой гордыньки – «хочу быть самой доброй», но не получается? Ну вот нет этого в человеке, чтобы искренне отдаваться чему-то всем сердцем, как Ева, но очень хочется. В итоге что: одна – башкой вниз с балюстрады, высокая жертва, красота; у второй – фарс с покушением на Полководца, пистолетик отобрали, пожурили, позор, унижение. Пользы там и там – ноль.
Стаху за его так называемый «грех» вообще памятник нужно ставить на Шнурочной площади. Я, например, убеждена, что Симон был необходимым звеном в процессе выхода на Панацею. И Стах, самое грустное, сам это прекрасно осознавал, поступил так, как не мог не поступить, довел работу до того конца, которого смог – и «делайте из меня, что хотите, хоть чучело», потому что клятва нарушена, обжалованию не подлежит.
Полную аналогию за уши притягивать не буду, однозначной все равно не получится.
С одной стороны получается что – у Смиренников есть совесть, а у Утопистов ее нет, что ли? Мне все-таки кажется, что разница в другом.
Утопист принимает себя таким, какой он есть. Они монолиты, целостные личности, без сколов и завихрений. И им, по большому счету, плевать, что думают другие. Да, и Марку. И Петру. Подчеркиваю: по большому счету.
У Смиренников – трещина, идущая через сердце. В том месте, где их желаемый образ грубо расходится с реальностью. Там, где чего-то не хватает, чтобы соответствовать представлению о себе самом, или наоборот что-то лишнее. И невозможность с этим жить. Очень удобная трещина, чтобы запустить в нее коготь и насадить по одному сердцу на каждый чудотворный пальчик.
Какой вывод и приговор? А их не будет.
Всех люблю.
@темы:
мнение,
Мор. Утопия
Жажда мести и скоропостижность выводов.
И - как верно подмечено было в игре - она к живым относится, как к потенциальным мёртвым. Милосердие из потребности в жалости, а не в доброте.
Хотя я её всё равно люблю)
Стаху за его так называемый «грех» вообще памятник нужно ставить на Шнурочной площади.
Полностью согласна.
Очень удобная трещина, чтобы запустить в нее коготь и насадить по одному сердцу на каждый чудотворный пальчик.
Ну, это слишком сильно сказано. Всё-таки Клара помогла Смиренникам найти и исполнить своё предназначение. Оно хоть и страшное, но для них и для Города идеальное. И искупление же!)
Выскажу своё ИМХО:
Смиренники, все до одного, признают свою вину. Причём не просто совестью, а они в этом положении отверженного страдальца прямо-таки застряли. "Мы люди маленькие" и "наше призвание такое" у Грифа, "меня все хотят убить" у Анны, "всё и так обречено" у Юлии... Смиренники бравируют беспомощностью, притеснённостью обстоятельствами, низостью души; они уже по одному только мироощущению жертвы. Стах понимает, что совершил единственный возможный разумный поступок, но всё равно постоянно оправдывается - перед коллегами, перед собой... Оспина упорно сваливает пороки и слабости на свою природу, мол, другой быть и не может... И так далее.
А Утописты ставят себя выше категорий морали. Поступил хорошо, поступил плохо - всё одно, главное - оправдало ли это цель. И если Смиренники свои грехи выставляют как оправдание слабости, то Утописты - как доказательство силы. У Грифа и Андрея, например, внутренние причины для убийства могут быть схожими, но внешне, на словах - по-разному: у первого - потому что "душа просит"/жизнь такая/времена такие; у второго - потому что может и хочет, и всем законам назло сделает. Даже Ева, и та строго-настрого запретила Даниилу считать, будто бы она из-за него или от горя какого-то бросилась. Не на жертву пошла, а сделала то, что считала нужным.
А Клару я не люблю, да ) И это, пожалуй, единственный персонаж, про которого я могу сказать "не люблю". Не верю. Это единственный апологет идеологии, не являющийся одновременно ее носителем. Данковский - Утопист на всю голову, легко. Бурах - Термитец до мозга костей, непринужденно. Клара - Смиренница? Едва ли. Запросто могу себе это представить и даже написать, но отыграть не получается. Нет этого там.
Лара, по сути, страдает за "мыслепреступление", ей ведь даже из дома выйти не дали, похоже. Все верно, она-то знает про себя... А вот с точки зрения тех же Утопистов, пожалуй, виновата она скорее тем, что не донесла свое возмездие до адресата. Нет, ну правда, кто так покушение готовит? Весь город в курсе.